Уже четвёртое соревнование подряд Александр Большунов, которого поклонники лыжного спорта привыкли воспринимать как однозначного мирового лидера, не может добраться до медалей. На очередном этапе Кубка России в Хакасии и сам атлет, и его тренерский штаб намекали на намерение взять реванш за все неудачи на старте сезона. Но когда дело дошло до гонки, стало быстро понятно: не в этот раз.
В дополнение к уже ставшим традиционными проблемам со скоростью и отсутствием необходимой резкости движений с Александром произошла практически курьезная ситуация. Во время забега что-то пошло не так с дроном, с которого снимали состязания. Беспилотник вылетел прямо на трассу и врезался в ногу Большунова, задев также лыжную палку. К счастью, ни спортсмен, ни его инвентарь не пострадали. Но по завершении этого инцидента разрыв с ближайшим соперником составил более 30 секунд и наверстать разницу уже не удалось.
Безусловно, эта история выглядит как пример фатального невезения – в соцсетях даже ходили шутки о проклятьях и порче. Но если копнуть глубже, становится очевидным, что проблемы Большунова куда серьёзнее, чем какой-то неудачный полёт дрона. Многолетняя доминация на лыжных трассах создала вокруг спортсмена ореол непогрешимости, который сейчас стремительно разрушается. В итоге каждая проваленная гонка вскрывает целый пласт вопросов к системе подготовки, к психологическому состоянию и к общей спортивной стратегии.
Довольно показательной является реакция самого Большунова. Если раньше он был образцом спортивной агрессии и победного напора, то сейчас в его выступлениях чувствуется какая-то обречённость. Складывается впечатление, что атлет сам не понимает, что происходит с его результативностью. И этот драматизм ситуации только усиливает интригу: станет ли Александр Большунов прежним лыжником, способным переломить текущую серию поражений, или мы наблюдаем закат блестящей карьеры?
Что происходит с титулованным лыжником?
Большунов, некогда бесспорный лидер российских лыжных гонок, сейчас переживает, пожалуй, один из самых сложных периодов в своей карьере. Тот самый спортсмен, который еще недавно казался непобедимой машиной, сейчас выглядит если не разочарованным, то явно растерянным. После триумфальных побед и впечатляющих выступлений последних сезонов, включая сразу несколько медалей, привезённых с пекинской Олимпиады, то, как для него складывается, нынешний сезон буквально настораживает. Некоторые фанаты даже подозревают, что «Сан Саныч» скрывает от них и от прессы что-то пугающее. Может быть, катастрофические проблемы в семье или даже опасную болезнь.
Первые же старты текущего зимнего спортивного сезона показали, что с Большуновым что-то происходит. И дело явно не только в физической форме. Психологический аспект, которому в лыжных гонках уделяется колоссальное значение, сейчас работает против него.
Можно предположить несколько ключевых причин этой нехарактерной цепочки провалов. Во-первых, колоссальное эмоциональное выгорание после невероятного олимпийского цикла. Когда спортсмен отдает все силы, достигает максимальных высот, последующая депрессия и потеря мотивации – вполне естественное явление. С другой стороны, с ОИ прошло более 2 лет, мы уже во второй половине нового цикла. Но иногда такие вещи, что называется, нагоняют с большой задержкой. Человек сначала держится за привычные паттерны, потом не выдерживает груза собственных ожиданий и происходит своего рода слом.
Не стоит сбрасывать со счетов и колоссальные изменения, которые произошли с российским спортом за аналогичный временной промежуток. Отстранение от международных соревнований, невозможность выступать под национальным флагом – возможно, всё это повлияло на психоэмоциональное состояние спортсмена. Большунов всегда был максимально патриотичен, его победы для него были не личными достижениями, а своего рода данью государству. Изоляция вообще много кого в разных спортивных видах выбила из колеи, мы увидели за эти годы много явно преждевременно завершённых карьер, случаев потери мотивации и т.п. Возможно, на ситуации Большунова сказываются те же самые факторы.
Впрочем, и сам атлет, и его тренерская команда напирают на то, что никаких особенных проблем с мотивацией нет. Даже если иногда из поведения Александра на стартах и его взаимодействия с журналистами такие выводы и напрашиваются. Они говорят, что в последнее время банально наблюдается огромное невезение в вопросах здоровья. Большунов постоянно подхватывает какие-то простуды, что не даёт нормально построить тренировочный процесс. Елена Вяльбе со своей позиции президента лыжной федерации не опровергает эти слова, но много говорит о том, как важно для Александра было бы в эмоциональном плане постоять, наконец, снова на пьедестале. Ей кажется, что поднятие самооценки очень ему поможет.
Немалую роль со слов тренера играют и возрастные изменения. Большунову уже 27 лет – для лыжных гонок возраст более чем солидный. Физиология начинает работать иначе, восстановительные процессы замедляются, а конкуренты становятся моложе и голоднее. Каждый сезон требует все больше усилий, чтобы поддерживать тот же уровень результативности.
Тренерский штаб сейчас ломает голову над тем, как вернуть Большунову его прежнюю невероятную форму. Скорее всего, речь идет о полной перестройке тренировочного процесса, возможно, о пересмотре некоторых методик подготовки. В конце концов, если корнем нынешних проблем лыжника действительно являются возрастные изменения, то на этот случай есть много наработок в российской и мировой практике. Большунов, безусловно, уникальный спортсмен, но он не первый, кто сталкивается с конкретно этим набором трудностей. А значит, сможет с ним справиться, надо лишь подыскать подходящие инструменты.
Что и как меняется в организме лыжника после 27 лет
Работа с возрастными трансформациями в мире лыжных гонок – это целая наука. Причём она требует предельного внимания и глубокого понимания физиологических процессов. Между 25 и 30 годами организм атлета меняется, начинает остро нуждаться в дополнительной поддержке и новых подходах.
Ключевой момент – метаболизм. Обменные процессы замедляются, организм уже не может настолько же легко восстанавливаться после интенсивных нагрузок. Если раньше спортсмен мог позволить себе жесткие тренировки практически без передыха, то теперь каждая тренировочная единица требует более тщательного планирования и более длительного восстановления. Мышечная ткань становится менее эластичной, быстрее накапливает микроповреждения. А значит, необходимо существенно увеличивать время на регенерацию.
Серьезные изменения претерпевает и гормональный фон. Естественная выработка тестостерона снижается, это ведёт к уменьшению мышечной массы, падает общий уровень анаболических процессов. То есть, прежние схемы силовой подготовки становятся не только неэффективными, но и потенциально травмоопасными. Акцент приходится смещать в сторону функциональных тренировок, где важна не масса, а качество мышечного сокращения, координация и правильная биомеханика движений. Даже атлету, который и так уделял много внимания всем этим техническим нюансам, приходится привыкать к такой смене парадигмы.
Особое внимание требуется уделять восстановительным практикам. Массаж, различные методики миофасциального релиза, баня, криотерапия – все это становится буквально обязательным. Организм уже не может самостоятельно залечивать последствия сверхнагрузок, поэтому каждый элемент восстановительного цикла играет критическую роль. Если пренебрегать грамотными восстановительными процедурами, как раз подтачивается иммунитет, начинаются частые болезни. Не говоря уже о повышенном риске повреждений. Да и старые травмы могут внезапно дать о себе знать.
Понимание правильного питания также трансформируется кардинально. Если раньше можно было позволить себе большие углеводные нагрузки и быструю калорийность, то ближе к 30 годам рацион уже нужно по максимуму продумывать, все правила соблюдать досконально, а не в общих чертах. Упор на белки, достаточное количество правильных жиров, индивидуально подобранные микроэлементы, ставка на продукты с естественными противовоспалительными свойствами – всё это должно стать основой рациона. Каждый приём пищи следует всерьёз воспринимать как терапевтическую интервенцию для поддержания высокой работоспособности.
Интервальные тренировки также требуют пересмотра. Если раньше можно было позволить себе максимально агрессивные режимы перед соревнованиями и в целом имел какой-то смысл принцип «больше и интенсивнее», то теперь организм уже не соглашается такое терпеть. Более того, накопленная за более ранние периоды карьеры усталость начинает остро ощущаться и дополнительно создаёт препятствия. Так что высокоинтенсивный интервальный тренинг должен обязательно чередоваться с восстановительными сессиями.
Технический аспект тесно переплетён с психоэмоциональным, ментальным. Бывает тяжело признать снижение физической мощности, приходящее с возрастом. Но следует понимать, что падение некоторых характеристик вполне можно компенсировать. Вот только сделать это реально лишь одним путём: за счёт совершенства техники. Каждое движение должно быть максимально экономичным, каждый взмах лыжной палкой – выверенным. Из силовой машины спортсмену надлежит стать в первую очередь стратегом, который побеждает не столько мускулами, сколько интеллектом, опытом и предельно точной настройкой собственного организма.